На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
БЕЛГОРОДСКОЕ ГОРОДСКОЕ
КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Атаман
Заместители атамана
Структура Белгородского ГКО
Кошевая служба
Цели Белгородского ГКО
Идеология казачества
Права и обязанности казака
Казачий круг
Казак и оружие
Казак обязан
Казачьи символы и знаки
Казачьи чины и звания
Как нам собраться воедино
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ организации учебно-воспитательного процесса в казачьем кадетском корпусе иле. М.А. Шолохова
История зарождения казачества
Документы
Конно-спортивная группа
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Мультимедиа
Казачата
Атрибутика
Православная страничка
Контактная информация
В нашем казачьем храме состоялась панихида

Казачьи символы и знаки

Принадлежа­ли казачьей общине, пере­давались вме­сте с символа­ми атаманства. Храни­лись у оче­редного ата­мана или в атаманском правлении. У донских каза­ков в древнос­ти — красный или парчовый кафтан, чер­ная шапка на половину выше обыч­ной папахи. Печать на ру­кояти или на перстне вру­чалась атама­ну при выбо­рах и служила символом хо­зяйственной и дипломати­ческой функ­ций атамана. Ею скрепля­лись все доку­менты, при­надлежала она общине и передавалась от атамана к атаману.

Сабля — обычно укра­шенная, ста­ринная — тоже один из символов атаманства. Лич­но ему не при­надлежала, а была у него на хранении на вре­мя правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.

Знамя — символ полкового, войскового объединений, святы­ня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допус­кая его оскорбления или осквер­нения. Первоначально у казаков было символом договора на вы­полнение каких-либо обяза­тельств с иностранными госуда­рями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, выполняв­ших роль музея.

Бунчук — знак ставки, символ атамана в походе, при­надлежал войс­ковому соеди­нению, в походе и в бою следо­вал за команду­ющим. В мир­ное время хра­нился в церкви, выносился толь­ко по праздни­кам как под­тверждение его значимости и присутствия атамана. В ар­мии часть функ­ции бунчука унаследовали пол­ковые и именные штандарты.

Булава, пернач — символ во­енной власти, которой наделяет­ся атаман (у запорожцев — гетман).

Насека — посох с металли­ческим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших на­секой. Символ гражданской вла­сти атаманов всех степеней.

Медаль — личный знак атамана, носи­лась на шее, поверх галсту­ка, и выпуска­лась на каф­тан между его бортами. На лицевой сто­роне бывали надписи: «Атаман ста­ницы...», впоследствии портрет государя. На оборотной стороне гравировались имя и фамилия атамана и годы его правления. После окончания срока атаманства отдавалась бывшему атама­ну на память. В случае вторично­го избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные, в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил това­рищ атамана.

Чернильница — знак писаря. Медная с ушками, носилась при­вязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчез­ла из обихода. На смену этому знаку пришла книга.

Казна — железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

Книга — тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы Круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тет­радь. Главная тетрадь, т.н. ата­манское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыс­кать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.

Нагайка — знак есаула и приставов на Кругу. В повсед­невной жизни — знак власти полноправного строевого каза­ка. В некоторых станицах нагай­ку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения, могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или ста­рика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцело­вать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что по­корность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.

Шапка шилась по специаль­ному образцу. Первоначально — «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак получе­ния казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем — фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости — не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Шашка (первоначально сабля) — символ всей полноты прав казака, также означала, что он обладает паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.
В церкви, в момент слушания евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готов­ность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в се­мье на видном месте. Передавалась от деда к вну­ку, когда старик терял силы и ме­нял шашку на по­сох. На Кругу голо­совали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определённый срок. Следую­щим наказани­ем было исклю­чение из станицы и казаче­ства.

Погоны — неотъемлемая часть одежды казака стро­евого возраста. Обя­зательно носились казаком до выхода
«на льготу». Офи­церские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизнен­но.

Башлык — у большинства каза­ков тоже был наделен символи­ческим значением. В зависимо­сти от того, как повязывался башлык, можно было узнать воз­раст казака. Завязанный на гру­ди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещен­ный на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.

Посох — символ старости и мудрости. Члены совета стариков сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по де­лам церковной общины, палом­ники. Поднятый посох означал призыв Крута к молчанию. Шап­ка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.

Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи при­крывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение при­надлежности к казачьему сосло­вию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных плате­жей, символом казачьей незави­симости и национальной обособленности.

Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так, един­ственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. После­дний в роду, где нет кроме него на­следников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символичес­кого, сакрального языческого древнего оберега, играли и ути­литарную роль. Командир при равнении налево и направо ви­дел, кого следует в бою поберечь. Мужчины - казаки, как прави­ло, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье. На правой — просва­тана. Кольцо с бирюзой — же­них служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на пра­вой руке — замужняя, на левой — разведенная (развод у каза­ков существовал всегда). Два зо­лотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив коль­цо при венчании, он на руке его не носил, иногда носил в ладан­ке).

Поиск по сайту

Логин

СОБЫТИЯ

13 июня 2023
Казаки почтили память павшего героя казака Максима Волгина
30 декабря 2022
Любо атаману! Любо казакам!
26 декабря 2022
Казаки на службе Отечеству!
26 декабря 2022
Благодарность Общественной Палаты города Белгорода , вручена войсковому священнику.
26 декабря 2022
Наш духовник протоиерей Василий, награжден наградным крестом ЦКВ
26 декабря 2022
Духовник казачьего общества, потрудился на благо нашей Армии.
26 декабря 2022
Атаман совместно с духовником и казаками , поздравили и поддержали тружеников на благо нашей Армии.
26 декабря 2022
Атаман , казаки и духовник посетили и поддержали добровольцев заготавливающих лес для строительства воинских укреплений.
16 декабря 2022
Атаман и казаки постоянно помогают бездомным людям.
16 сентября 2022
Казаки огнеборцы
© Белгородское городское казачье общество, 2014
Главная страница Контактная информация